"Если я слышу что-то, что не могу сыграть, то я обязательно выясню, как это сделать!”
17 мая 1949 года в Севеноксе (Кент, Англия), в семье ветеринара Джона Бруфорда родился третий ребенок, которого назвали Уильям Скотт. В юности Билл любил смотреть по телевизору выступления американских джазовых барабанщиков, и его старшая сестра, заметив увлечения брата, подарила ему пару щёток для барабанов. Взяв несколько частных уроков, Билл Бруфорд понял, что нашёл свое призвание в жизни – и не ошибся, ибо впоследствии стал одним из лучших барабанщиков прогрессивного рока и фьюжна!
Впрочем, вернемся в 1960-е. Поиграв в нескольких группах – как в "местечковых", вроде “The Breed” и “The Noise”, так и в уже ставших популярными, вроде “Savoy Brown”, в 1968 году Билл стал первым ударником в группе “Yes” – одном из флагманов классического прогрессивного рока. Как и их коллеги из “King Crimson”, “Genesis”, “Emerson Lake and Palmer”, “Van der Graaf Generator” и других коллективов, участники “Yes” черпали вдохновение из самых разных источников, и именно Билл вносил в музыку группы джазовые элементы. Вместе с Биллом группа записала пять альбомов, три из которых считаются классикой жанра: “The Yes Album”, “Fragile” и “Close to the Edge”.
Несмотря на то что со стороны “Yes” выглядели сплочённым и дружным коллективом, за кулисами было немало споров, ссор – чуть ли не драк. Удручённый этим, а также творческими разногласиями и отсутствием простора для саморазвития, в 1972 году Бруфорд покинул группу, откликнувшись на предложение Роберта Фриппа присоединиться к очередному составу “King Crimson”. Следующие три года, провёденные в составе “Crimson”, стали самыми важными в карьере Билла – особенно первые полгода, пока в “Crimson” вместе с ним играл авангардный перкуссионист Джейми Мюир. Три альбома этого состава – “Larks' Tongues in Aspic”, “Starless and Bible Black” и “Red” – заслуженно являются жемчужинами рок-музыки начала 1970-х.
В 1974 году Роберт Фрипп распускает группу по личным соображениям, и Билл, как и ожидалось, оказывается очень востребованным сессионным музыкантом и продюсером. Он успевает поиграть с “Genesis”, коллегами из “Yes” в разных проектах, Pavlov's Dog, Роем Харпером, Элом Ди Меолой, Паткриком Моразом, Gordian Knot и много с кем ещё, а также занимается продюсерской деятельностью.
Но Билл не забывал о главной страсти своей жизни – джазе. Уже в 1978 году он собирает таких музыкантов, как Алан Холдсворт, Дэйв Стюарт и Джефф Берлин в проекте “Bruford” для исполнения яркого, мощного фьюжна с обилием электронных элементов. В это же время Билл начинает экспериментировать с электронными ударными инструментами, что становится неотъемлемой частью его стиля в 1980-х. Но уже спустя десятилетие Билл почувствовал тягу к акустическому звучанию, и для его творческих замыслов как нельзя лучше подошла “Earthworks” – в которую, помимо Бруфорда, входили Джанго Бэйтс, Иэн Бэллами и Мик Хаттон. “Earthworks” становятся его основной группой вплоть до середины первого десятилетия 2000-х.
Билл неоднократно возвращался к своим бывшим коллегам и на протяжении 1980-х и 1990-х участвовал и в двух возрождениях “King Crimson”, и в объединённом альбоме и туре двух составов “Yes”, и с участниками самых разных групп, где он ранее играл, в проекте под названием "U.K.". Бруфорд обращал внимание и на молодых ударников, для которых он выпустил несколько учебников и видеошкол.
Билл всегда придавал особое значение дате 1 января, на которую приходилась большая часть перемен в его жизни. Так и 1 января 2009 года, за полгода до своего 60-летия, Билл Бруфорд решил уйти из музыки и отправиться на заслуженный отдых (к этому моменту он отыграл почти 3000 концертов, да и количество альбомов, на которых он записывал барабанные партии, исчислялось сотнями). С тех пор он не выступает и не записывается. Тем не менее, Бруфорда до сих пор знают как живую легенду британского прогрессива и фьюжна!
Chaliapine
Взято у Джазовый архивариус/Jazz Calendar/Джаз-календарь
#BillBruford #JazzCalendar #ПавелШаляпин #Jazz #JazzFusion #ProgressiveRock #JazzDrums #BritishMusic #17MayJazz